УНИКМА
Пн– Пт с 8 до 17
Сб с 8 до 16
Ваш регион
Добро пожаловать!
  • 26 Сентября 2017
  • 125
  • 1
  • (0)

Дом Кабачинского

Традиционной витриной Нижнего Новгорода считается улица Большая Покровская и площадь Минина, главными зданиями – Дмитровская башня кремля, Пассаж Нижегородской Ярмарки, здание Банка на всё той же Большой Покровке.

И всё же в полной мере оценить историю, дух и образ города старого Нижнего невозможно без прогулки по Верхне-Волжской набережной…

Где-то в середине этой улицы стоит здание, привлекающее внимание как раз своей неприметностью. По сравнению со своими маститыми соседями по улице – Домом Рукавишникова (он же Краеведческий музей) и Домом Железнодорожника – этот домик и невелик, и неярок, и спрятан от глаз прохожих за густыми липами и берёзами, разросшимися в небольшом скверике.

И даже серо-стальная мемориальная доска, сообщающая о том, что это дом инженера-механика Н.В. Кабачинского, теряется на фоне бело-серой краски заборных столбов…

 

А кто же такой сам Кабачинский? В краеведческих и экскурсионных материалах нашего города его имя упоминается почти исключительно в связке с этим домом…

- Что это за дом?

- Дом Кабачинского.

- А кто такой Кабачинский?

- Бывший владелец дома Кабачинского.

Не странно ли – человек известен лишь тем, что жил в своём доме?

А между тем, по скупым сведениям, которые может отыскать в сети заинтересовавшийся обыватель (то есть ваш покорный слуга), вырисовывается очень интересная личность. Пусть и не исторического масштаба, но зато полноправный сын своей эпохи и своего города. Если где-то и остались его фотографии, то найти мне их не удалось, но совершенно несложно представить образ. Полувоенная тужурка дореволюционного «технаря», внимательный взгляд сквозь «чеховские» пенсне, чуть сутулая фигура и то чувство собственной значимости и достоинства, которое характеризовало инженеров в те далёкие дни, когда звание инженера ещё не измельчало, растиражированное в миллионах дипломов десятков тысяч учебных заведений.

Николай Васильевич Кабачинский Окончил Императорское Московское техническое училище (ИМТУ) – (будущую «Бауманку») в 1893 г. по специальности инженер-механик. Работал на Сормовском судостроительном заводе.

В то время Сормовский судостроительный был передовым предприятием в своей отрасли не только в российских, но и мировых масштабах. Достаточно сказать, что именно на этом заводе в 1870 году была запущена первая в России мартеновская печь, в 1896 году завод представлял на всероссийской ярмарке первые пароходы с электрическим освещением, а в 1903-04 по заказам «Товарищества Братьев Нобель» спустил на воду первые суда совершенно нового типа – теплоходы. Между прочим, до сих пор самый распространённый тип речных судов во всём мире. Вероятно, в этих достижениях дореволюционной промышленности есть заслуга и выпускника «Бауманки» Николая Кабачинского.

Первый в мире теплоход, названный отчего-то обидным именем «Вандал» …

А далее произошла весьма двусмысленная история, которая привела к крутому повороту в жизни инженера-механика Кабачинского Н.В.

Заказчиками Сормовского Завода была династия купцов-староверов Каменских, занимавшихся речным и конным извозом (как сейчас сказали бы – «крупная логистическая фирма»).

История этой семьи, выбившейся в деловую элиту страны из крепостного сословия – отдельная обширная повесть. Начали братья Каменские с традиционного «отхожего промысла» крестьян Нечерноземья – зимнего конного извоза, а в начале двадцатого века Нижнем Новгороде, столице российского речного судоходства, им уже принадлежали причалы, склады, дебаркадеры, и, разумеется, собственно грузовые и пассажирские суда…

Пристань братьев Каменских, Н.Новгород

В 1909 году инженер Сормовского завода Н.В. Кабачинский был активным участником проекта по постройке для «Товарищества Каменских» шести пассажирских судов.

Как ни странно, история, едва не забывшая имена многих заслуженных людей, назубок перечисляет имена этих в общем-то типовых кораблей – «Александр», «Василий», «Григорий», «Марианна», «Наталия», «Фёдор».

Известно, что зачинатели династии, братья Каменские, выбившиеся из крепостных крестьян, свои первые суда назвали по именам своих сыновей. Наверное, и здесь не удержались от искушения наградить почётным званием «человек-и-пароход» каких-то своих родственников.

Проект был осуществлён успешно. И даже более чем успешно. Благодаря стараниям героя нашего рассказа, корабли по своим рабочим качествам вышли даже лучше, чем было положено по контракту. Особенно выделялась из серии «Марианна».

Было ли это отступление от контракта допущено из чрезмерного служебного рвения и избытка инженерного таланта, или промотивировано ушлыми купцами – неизвестно. Но инженер Кабачинский, бедняга, по итогам громкого разбирательства был с завода уволен.

И был тут же принят братьями Каменскими на новую отличную должность. Одни источники называют Николая Васильевича Кабачинского инженером-консультантом Торгового Дома «Ф. и Г. Бр. Каменские». Другие – аж управляющим. Впрочем, может быть верным и то, и другое – в разные промежутки времени. В дополнение к должности инженер получил немаленькую премию – подъёмные.

Похоже, с этого времени дела инженера резко пошли в гору.

Так, согласно адресной книге 1911 года «Кабачинскiй Ник. Вас., механикъ», живёт в некоем «доходном доме Баженова на Большой Печёрке», то есть на современном городском языке – «жил на съёмной квартире». А в 1913 уже заселяется в тот самый особняк на Верхне-Волжской Набережной, который будет последующие века носить его имя.

Выписка из «Алфавитного Указателя адресов города Нижнего Новгорода» 1911 г. Наш герой – левый столбик, четвёртая фамилия сверху.

Возможно, именно эта история успеха аллегорически увековечена в барельефах, украшающих окна особняка. Сова – символ знаний, мудрости и учёности – обрамлённая лавровыми ветвями – символом победы.

Сова в лавровом венке над окнами дома Кабачинского.

Очень символичен вид, открывавшийся хозяевам и гостям с балкона дома – величественная панорама Волги с проплывающими по ней баржами и пассажирскими пароходами… Что может быть милее сердцу инженера – строителя речных кораблей?

Современный вид с балкона особняка. Выше дома, другие модели кораблей… а по сути – ничего не изменилось.

А что же дальше?

В 1913 году товарищество Ф. и Г. Каменские спускают на воду выдающееся для того времени по грузоподъёмности судно, названное в честь родового села братьев Каменских – «Данилиха». Проектировал судно, конечно, маститый инженер-судомеханик, Николай Васильевич Кабачинский.

То ли звёздный час, то ли лебединая песня… Известно, что в 1910-х годах года дела Товарищества Братьев Каменских начали приходить в упадок.

Братья рассорились между собой, экономику страны подкосила Первая Мировая война, начали давить конкуренты, которые в итоге поглотили товарищество. Контора была перенесена в Москву, хотя род Каменских и продолжал играть ведущую роль в делах.

А следы инженера Кабачинского теряются. Есть сведения о том, что он работал на Коломенском машиностроительном заводе на должности инженера при правлении завода. А может этот след и ложный.

Как сложилась его дальнейшая судьба – неизвестно.

В истории отечественной инженерии фигурирует Николай Николаевич Кабачинский (1898-1959), видный педагог и ученый-кораблестроитель, преподаватель НГТУ им. Алексеева.

Н.Н Кабачинский.

Вполне подходит герою нашего рассказа в сыновья и по фамилии, и по отчеству, и по дате рождения. И как продолжатель династии кораблестроителей – идеально подходит.

Это косвенное свидетельство того, что семья пережила бурные годы отечественной истории благополучно и даже сохранила связь с городом и профессиональную преемственность.

Хотя, конечно, не сохранила в своём владении особняк на набережной. В особняке после революции располагались различные госучреждения.

В 80-х гг он привлёк внимание режиссёра Глеба Панфилова, и в нем снимался фильм «Васса» с Инной Чуриковой в главной роли.

Кадр из фильма «Васса», 1983 г. Режиссёр Глеб Панфилов. Легко узнаются ворота дома Кабачинского оригинальной архитектуры – см. фото в начале рассказа.

Последним перед нынешней реставрацией «Дом Кабачинского» занимал Центр Планирования Семьи и Рождаемости. Эти хозяева не очень заботились об историческом облике здания, а об интерьерах – ещё меньше. Вряд ли их можно в этом винить. У них другая работа, и её они делали хорошо.

Стены здания «украсились» типовыми табличками, призывающими снимать одежду в гардеробе, не топтаться по полам в уличной обуви, и спасаться от пожара в нужном направлении.

Китайский пластиковый плафон безуспешно пытается замаскироваться в лепнине начала прошлого века…

О реставрации здания задумались только сейчас, в преддверии чемпионата по футболу. Правила гостеприимства велят древнему городу предстать перед гостями во всей своей исторической красоте… Сейчас в доме реконструирована кровля, ведутся работы по восстановлению фасада.

Внутри сняты все слои отделки – до самых исконных стен красного кирпича.

Тревожно в этой истории то, что дом перешёл из государственной собственности в частную. Хорошо ли это для архитектурного памятника? Как бы там ни было – в эти дни начинается новая глава в жизни старого дома на набережной.



Количество показов: 125
Дата создания: 26.09.2017 13:46:14
Количество комментариев:  1
Тэги: архитектура, история, реконструкция, ННовгород
  • Комментарии
Загрузка комментариев...

Возврат к списку